Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптурная композиция «Мать и дитя»

Скульптурная композиция «Мать и дитя». П.П. Трубецкой. Париж, первая треть ХХ века. Бронза, литье, патинирование.

Цена по запросу.

 Скульптурная композиция «Мать и дитя» имеет антикварный статус. Представляет историко-культурное, художественное, музейное и коллекционное значение. Представляет раритетное произведение скульптурной пластики в патинированной бронзе.

Скульптурная станковая композиция «Мать с ребенком (Элин Трубецкая с сыном Пьером)» из коричнево патинированной бронзы, отлитая без бронзовой подставки, но предполагающая каменный постамент (имеются бронзовые крепежи внутри, на обороте нижней кромки отливки).

Клейма и подписи: в нижней части скульптурной композиции, слева, приведена факсимильная подпись автора оригинальной модели «Мать с ребенком» и дата ее создания (надпись сделана в самой модели и вместе с ней отлита в бронзе) латинским курсивом «Рaul Troubetzkoy 1908». Клейма литейщика/литейного производства отсутствуют. Бронза, литье методом «выплавляемого воска», патинирование насыщенного коричневого цвета.

Размеры: 40х30х36 см

Франция, Париж, предположительно период отливки первая треть ХХ века (возможные периоды изготовления модели в материале 1908-1914 и 1921-1932 годы).

Автором модели рассматриваемой скульптурной композиции «Мать с ребенком» является широко известный в России и за рубежом скульптор Паоло (Павел) Трубецкой (Paolo Troubetzkoy, 1866-1938). Этот скульптор (анималист и портретист), имевший при жизни мировую известность, родился в Италии, но впоследствии жил и работал не только в Италии, но и во Франции (Париже), России (Санкт-Петербурге), Англии (Лондоне), США (Лос-Анджелес). Именно поэтому в Италии его считают итальянским скульптором с русскими корнями, в Западной Европе, Америке и России русским скульптором, родившимся и выросшем в Италии. По моделям Трубецкого в разное время бронзолитейными производствами и студиями в США, Франции, Италии и России отливались в бронзе композиции жанрового характера, анималистическая, портретная и конная скульптура.

П. Трубецкой всю свою жизнь и творчество посвятил изучению и созданию скульптуры нового типа в духе импрессионизма. Он разработал внешне хорошо узнаваемый метод собственной эскизной лепки пластической формы и считается основоположником импрессионизма в русской скульптурной школе, давший мотивацию к ее дальнейшему прогрессивному развитию. Несмотря на его относительно недолгое пребывание в России (1897-1906 годах), он сыграл большое значение для развития русского пластического искусства «Серебряного века»:

«До его приезда в России отечественная скульптура находилась на низком уровне, задыхаясь от костенеющего академизма, натурализма и вялого ремесленничества. Даже ведущие критики А. Бенуа и И.Грабарь писали, что в то время в России скульптура практически отсутствовала. Паоло Трубецкой своими произведениями, своим творчеством неожиданно возродил ее, заставил увидеть в ней пластическую форму, ее целостность, объемность и выразительность, определяемые ее внутренними законами».

В скульптурной композиция «Мать с ребенком», художник изобразил свою супругу, шведку Элин Софию Сундштрём (1882-1927) с их единственным сыном Пьером (1905-1907) на коленях, который умер в двухлетнем возрасте в Париже 24 декабря 1907 г. Сразу же после его смерти (как и позднее) удручённый горем скульптор создал несколько скульптурных работ, запечатлевших образы Элин с маленьким сыном (мрамор, бронза). Именно этому двойному скульптурному портрету П. Трубецкого свойственны особый проникновенный лиризм и человеческая теплота. Следует отметить, что данная скульптура отражает сугубо личные переживания скульптора и посвящена светлой памяти сына. Сублимируя личные воспоминания художника о счастливой поре в жизни семьи, данная модель не предполагалась к промышленному тиражу и была отлита, скорее всего, в одной из бронзолитейных студий Парижа в небольшом количестве экземпляров. Этим объясняется большая редкость бронзовой композиция «Мать с ребенком» работы П. Трубецкого на антикварном рынке.

Данная отливка в патинированной бронзе, выполненная в характерной импрессионистической манере Трубецкого, относится к специфическому жанру в творчестве художника, который французские критики назвали <<portrait-statuette» (фр. «портрет-статуя»). Для этой композиции, как и для других импрессионистических скульптур мастера, характерны:

- внешняя легкость исполнения,

- непосредственность композиции и как бы ее эскизная незавершенность (боццетто),

- виртуозная техника рельефной пастозной лепки,

- необычайно острая заостренность на психологии персонажей взрослого человека и ребенка и их неразрывной связи между собой.

Развивая традиционную форму итальянского боццетто (предварительный этюд), П. Трубецкой создал изящное, изысканное по художественному образу, необычайно пластичное произведение искусства, художественное качество которого обеспечивается отличным уровнем литья, тонкостенностью стенок бронзовой отливки, приятным глазу коричневым патинированием и высокопрофессиональным переводом оригинальной авторской модели в бронзу методом «выплавляемого воска». Одновременно с этим, в лепке лиц двухфигурной композиции «Мать с ребенком», Трубецкой соблюдал принятый им пластический принцип, который он определял, как «masse generalle» целостное решение лиц большой формой и обобщение без какой-то натуралистической жесткой прорисовки деталей, в том числе объемов глаз, век, радужниц и зрачков. Важно подчеркнуть, что данная отливка модели была выполнена при жизни автора. Известно, что П. Трубецкой всегда проводил правки в воске перед отливкой своей модели, что подчеркивало его повышенное авторское внимание к качеству отливаемых «художественных бронз».

Модель скульптурной композиции «Мать с ребенком» сделана в 1908 году (см. надпись в левой нижней части скульптурной композиции). Время создания этой модели указывает на «французский период» творчества П. Трубецкого, который, как известно, в 1906 г. уехал из России и жил в Париже плоть до 1914 года, где имел собственную художественную мастерскую на ул. Вебер, 23. В этот период во Франции Трубецкой рассматривается зарубежной общественностью как русский скульптор, считается признанным лидером скульптурного импрессионизма и его работы в бронзе и мраморе имеют большой успех в Европе. В 1914 году скульптор уехал в США, жил в Лос-Анджелесе, создавал монументальные памятники для американских городов и портреты кинозвезд. В 1921 году вернулся и снова работал в Париже, а с 1932 года до своей смерти в 1938 году жил в Италии.

Отсутствие клейма литейщика /литейного производства не позволяет точно определить год отливки данной работы по модели П. Трубецкого 1908 года. Однако сама техника литья и специфическая по цвету, плотности и блеску патина однозначно свидетельствуют в пользу изготовления скульптуры на парижском бронзолитейном предприятии. В свою очередь именно этот факт прямо указывает на время «французского периода» в творчестве мастера и определяет датировку изготовления скульптурной композиция «Мать с ребенком» в бронзе первой третью 20 века (конкретно, период 1908-1914 года или 1921-1932 года).

Аналоги данной скульптуре имеются в коллекциях двух московских частных музеев:

- Музей «Собрание» (коллекция Д.М. Якобашвили),

- Музей русского импрессионизма (коллекция Б. Минца).

Работы П. Трубецкого хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира, например:

- Государственной Третьяковской галерее (Москва),

- Государственном Русском музее и Государственном Эрмитаже (Санкт- Петербург),

- частном музее «Собрание» и Музее русского импрессионизма (Москва)

- Музее Орсэ (Париж),

- Музее Метрополитен (Нью-Йорк),

- Музее пейзажа г. Вербании (Италия)

                                                             П.П. Трубецкой (1866 – 1938)

Сын русского дипломата князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Адны Винамс. В детстве жил в Италии, учился художественному мастерству у живописца Д. Ранцони, уроки скульптуры брал у Д. Баркальн, Э. Бадзаро и Дж. Гранди в Милане, с 1885 г. здесь же работал в собственной мастерской. Разработал узнаваемую эскизную манеру импрессионистической скульптурной лепки. Автор ряда монументальных проектов: конного памятника Дж. Гарибальди в Неаполе и Милане (первая премия, 1890), памятника Данте в Тренто (денежная премия, 1891) и др. Экспонент многих выставок, в т.ч. «Осеннего салона» в Париже, Мюнхенского югендстиля в Германии и Венского сецессиона в Австрии, «Мира искусства» в Санкт-Петербурге, а также Всемирной выставки в Париже 1900 г. (за свои работы в бронзе получил высшую выставочную награду Гран-при) и др. В 1897 г. приехал и работал как скульптор в России, преподавал в Московском Училище живописи, ваяния, зодчества (1898-1906, профессор). В 1898 г. подружился с писателем Л.Н. Толстым и выполнил ряд его скульптурных портретов. С 1899 г. работал над конным памятником императору Александру III, который был установлен в Петербурге в 1909 г. и вызвал ожесточенные споры в обществе в отношении своих художественных достоинств. В 1906-1914 гг. жил и работал в Париже, путешествовал по Италии, Англии и Швеции. В 1914 г. уехал в США. Жил в Лос-Анжелесе (Голливуд), портретировал кинозвезд, создал памятники Данте в Сан-Франциско и генералу Харрисону Грай Отису в Лос-Анджелесе. С 1921 г. снова работал в Париже, с 1932 г. и до своей смерти в 1938 г. проживал в Италии; автор мемориала «Павшим воинам» (1-ая Мировая война) для главной площади Палланцы (воплощение образа жены Элин и сына Пьера), памятника Дж. Пуччини в Торре-дель-Лаго (Италия).